alpinebear: (watching)
[personal profile] alpinebear
Альбомы Ayreon выходят довольно редко. Это с одной стороны хорошо, не успевает замыливаться рука Арьена Лукассена и уши поклонников. С другой стороны, каждый альбом Ayreon это праздник и эстетический пир, а такого хочется как можно чаще. После выхода отменного Theory of Everything прошло четыре года - вполне разумный срок, особенно учитывая, что маэстро в это время не сидел, сложа руки. С Аннеке ван Гирсберген он выпустил Gentle Storm, и даже успел съездить с проектом в короткий тур, что само по себе событие из ряда вон выходящих. Поучаствовал в постановке своего лучшего творения - The Human Equation - на театральной сцене. Как раз в это время и начал зарождаться The Source. Ещё в Роттердаме Арьен рекрутировал Джеймса ЛаБри, Флор Янсен, и Майка Миллза. Из такого состава мог возникнуть только Ayreon.

cover


Как обычно, информация о новом альбоме публиковалась долго и по чуть-чуть. Игра в угадайку прижилась ещё во время ожидания TOE, и не стала сюрпризом. Сюрпризом стало количество повторных участий. Обычно Арьен предпочитает новые голоса, и вокалисты редко участвуют более чем на одном альбоме. В этот же раз из 11 вокалистов лишь четверо пели для Ayreon впервые - менее четверти! Также в новичках числится Захер Зоргати, но его роль настолько крошечная, что его из этой статистики можно исключить. Вкупе с уже показанными иллюстрациями это явно намекало, что нас ждёт. Возвращение во вселенную Ayreon, тему которой многие считали закрытой компиляцией Timeline, тем более что TOE никак с ней напрямую не связан. Конечно, непрямое участие Вечных можно найти и там. Особенно если захотеть. Арьен пока это не подтверждает. Но и не отрицает. Прямолинейного окончания, как в THE нет, так что поле для спекуляций огромно :)

Возвращаясь к The Source: догадки подтвердились. Действие The Source протекает во вселенной Ayreon, и это приквел ко всему, что мы знали раньше. В первую очередь, разумеется к 01011001, как её центральной линии. Надо сказать, что это ОЧЕНЬ мощная приманка. Узнать историю появления Вечных - искушение, перед которым не сможет устоять ни один ценитель Арьена. С каждой новой угадайкой интерес только разгорался - состав набирался отменный. Иногда было смешно - например участия давно списанного мной со своих кругов интереса Тобиаса Заммета, иногда очень радостно - я хотел услышать Микаэля Эриксена в Ayreon c того самого дня когда впервые познакомился с Circus Maximus. А что-то так и осталось мечтами - но я всё ещё надеюсь, что Томи Йоутсен тоже споёт у Арьена. Особенно отрадно было угадывать ветеранов Ayreon - Джеймса ЛаБри, Флор Янсен, Ханзи Кюрша, Рассела Аллена. Томми Каревик и Майк Миллз отличились особо - до сих пор никто не пел на двух альбомах подряд. И не надо мне тут про Лану Лейн - Dream Sequencer и Flight of the Migrator это две части одного альбома - Universal Migrator, а не самостоятельные опусы.

Угадывать инструменталистов, конечно же, гораздо сложнее. Здесь особо запомнилась загадка с гитарным соло Марселя Коенена. Абсолютное большинство участников, включая меня, решили, что это Джон Петруччи. Не знаю, как на это отреагировал Марсель, но, по-моему, это весьма высокая похвала для любого гитариста.

Немного огорчило отсутствия Джефа Бертельса, но уже публикованные арты, да и обложка были достаточно хороши, чтобы смириться с этим.

Наконец, 26 января была опубликована первая песня - 13-минутный эпик The Day That the World Breaks Down, на котором отметились все основные вокалисты. Видео состояло из сессий вокалистов и комментариев Арьена, значительно раскрывавшими карты. Нас действительно ждала история появления Вечных. Для начала мы только узнали, что когда-то Вечные пережили гибель собственной цивилизации, но смогли спастись на планете Y.



В мире прога 13 минут это не так много. Я слушал эту песню так часто, что помню её практически до единой ноты. Лучшего первого сингла просто нельзя придумать - все вокалисты, огромная палитра стилей, и завязка сюжета. Как это часто свойственно Арьену, стилистика дрейфует от предыдущих работ. TOE был очень прогрессивным, очень клавишным, с нестандартной структурой. TS более тяжелый, более прямолинейный, и очень гитарный.

Конечно же, это не значит, что весь альбом состоит сплошь из перегруженной гитары, воткнутой непосредственно в усилитель. Здесь много мягкого акустического звука, а гитарный рёв щедро приправлен аналоговыми клавишными. Но именно гитара, в её различных проявлениях, от нежной акустики в All That Was, до стопроцентного металлического дисторшна в Everybody Dies, доминирует на всём диске. Даже когда в первой части The Dream Dissolves кажется, что Арьен все-таки не смог устоять перед своими любимыми черным и белыми кнопочками, в дело вступает 7-струнных Ibanez, удерживая альбом на гитарных рельсах. Любители соло от Арьена останутся довольны - он солирует много и со вкусом. Конечно, он не ограничивается собственными изысканиями. Помимо уже упомянутого Марселя Коенена, соло для альбома записали Гатри Гован и Пол Гилберт. Только подтверждает гитарную ориентированность всего одно клавишное соло от Марка Келли. Напомню, на Theory of Everything ситуация прямо обратная - одно гостевое гитарное соло и три клавишных: Джордан Рудесс, Рик Уэйкман, и Кит Эмерсон - абсолютные небожители клавишного мира.

Ничуть не удивительно, что TS стал самым энергичным альбом Ayreon. Ритмы и скорости, само собой, гуляют в громадном диапазоне. От тягуче-медленной, The Source Will Flow, тянущейся так же неспешно, как время для бессмертных теперь Вечных, до суперскоростной Planet Y is Alive!, навязчиво пробуждающей воспоминания о Star One, которые только усиливаются участием двух из четырех вокалистов Star One.

Известный талант Арьена рассказывать сюжет музыкой в той же мере, что и словами, разгуливается вовсю. Into the Ocean, повествующая о начале новой жизни, в самом деле наполнена первобытной мощью. Уже упоминавшаяся Planet Y is Alive, не только возносит на вершины волн планеты Y восторгом от удавшейся миссии, но и роняет к подножию той же волны воспоминанием о том какой ценой. Он мастерски умеет пользоваться гостевыми вокалистами, подчёркивая их сильные стороны, ставя в нужные места, подгоняя музыку под привычную им стилистику. Каждый голос идеально вписывается в отведённое ему место. Даже при дистанционной записи - а в этот раз так записывалось абсолютное большинство вокалистов - Арьен умудряется добиться высочайшего качества, зачастую даже лучшего, чем вокалист выдаёт в "родной" группе. Даже Тоби, лучшие дни которого остались далеко позади, звучит отменно, не давая ни малейшего повода придраться к его работе.

Фанатские чувства не дают мне не отметить особым образом Джеймса ЛаБри. Theater Equation показал, что он не обделён актерским талантом. А про внимательное отношение Джеймса к своей работе фанаты знают давно. Для каждой песни, включая даже маленькие гостевые участия, как на монументальном Tyranny от Shadow Gallery, он прорабатывает содержимое песни и свой вклад в его раскрытие. Что уж говорить о действительно концептуальной работе. Здесь же он смог отлично раскрыть Историка, при далеко не лидирующем количестве партий.

Закругляя сказанное. В моём личном рейтинге Ayreon как-то получается, что мои любимые альбомы стоят в стороне от вселенной Ayreon: The Human Equation и The Theory of Everything. Тем не менее, прямо им затылок дышат диски, содержащие "ядро" истории. В The Source обрёл свою пару 01011001. Снова в центре сюжета находятся Вечные. Снова музыка гуляет от скоростной тяжести и неистовой энергии, до медленной и даже немного депрессивной мелодики. Снова эйфория от новой жизни перемешивается с печалью от гибели старой. Здесь есть всё, за что любят Ayreon, и эти два диска способы подарить много часов чистейшего музыкального наслаждения. Лучший диск 2017 года был предопределён ещё до выхода. И Арьен, конечно, же не подкачал. Остается только запастись тепрпением до выхода следующего творения гениального голландца.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting
Page generated Jan. 27th, 2026 02:32 pm